В последние годы оценочная отрасль России перманентно находится в состоянии реформы: сначала регулятор рынка боролся с низкой квалификацией оценщиков посредством введения систематической сдачи квалификационного экзамена, затем, в 2022 году, ввел новые общие федеральные стандарты оценки, а на текущий момент в Государственной думе ждут рассмотрения еще три пакета поправок к закону об оценочной деятельности, принятие которых приведет к существенной трансформации всего рынка оценки. О последствиях реформирования отрасли рассказал президент саморегулируемой организации «Союз «Федерация специалистов оценщиков»» (СРО СФСО), заместитель генерального директора ООО «Мобильный оценщик» Максим Скатов.
С самого начала главной целью такого комплексного реформирования оценочной отрасли являлось повышение качества отчетов об оценке и защита прав и интересов потребителей оценочных услуг. К великому сожалению, защита интересов оценщиков в качестве цели никогда не декларировалась. Сейчас по прошествии более семи лет с начала реформ оценочное сообщество прочувствовало на себе их реальные результаты.
Так, введение в 2018 году необходимости регулярной сдачи квалификационного экзамена, по сути, не оказало никакого существенного влияния на общий уровень качества отчетов об оценке, однако напрямую повлияло на то, что к третьей волне сдачи квалэкзамена в 2024 году мы имеем жесточайший кадровый дефицит в отрасли: из-за требования постоянной пересдачи экзамена каждые три года многие коллеги-оценщики принимают решение об уходе из профессии и переквалификации на новые специальности, зачастую не связанные с консалтингом.
По нашим данным, наблюдается естественная убыль общего количества российских оценщиков — ситуация, когда отток специалистов из отрасли превосходит приток новых кадров. Причем мы видим, что сегодня кадровый дефицит наблюдается на всех стадиях, начиная от профильных учебных заведений, которые зачастую не могут сформировать группу для обучения, и саморегулируемых организаций, вынужденных исключать оценщиков по причине их несоответствия обязательному условию членства в СРО (наличия аттестата), и заканчивая оценочными компаниями, которые находятся в перманентном поиске специалистов и вынуждены конкурировать за каждого оценщика. Поскольку до сих пор не реализована возможность дистанционной сдачи квалификационного экзамена, сегодня оценщики из ряда регионов России поставлены в совершенно неконкурентные условия, что также заставляет их уходить из профессии.
И если в нашей саморегулируемой организации «Союз «Федерация специалистов оценщиков»», президентом которой я являюсь, исключение оценщиков из реестра не носит массового характера и почти не влияет на общую численность оценщиков в реестре СРО СФСО (в настоящее время там числится около 620 оценщиков), то для менее крупных саморегулируемых организаций оценщиков исключение даже нескольких десятков специалистов может привести к снижению обязательного порога в 300 оценщиков и, как следствие, потере статуса СРО.
Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы оказать поддержку оценщикам в текущей ситуации: в СРО СФСО приняли решение освобождать от членских взносов вступающих к нам оценщиков на два последующих года. Также освобождения от членских взносов действуют у нас для всех социально уязвимых категорий оценщиков (для лиц, находящихся в декрете или не осуществляющих оценочную деятельность по объективным причинам, например по болезни). Кроме того, у СРО СФСО с нашим партнером ООО «Мобильный оценщик» достигнута договоренность об оказании с 1 сентября 2024 года поддержки вступающим к нам оценщикам, а именно о бесплатной подготовке отчетов об оценке квартир в автоматизированном конструкторе отчетов в течение шести месяцев с даты вступления в союз. Использование этого конструктора позволяет оценщикам существенно сократить трудовые издержки, автоматически формируя шаблон отчета в соответствии с требованиями стандартов оценки и банков.
Безусловно, такие стимулирующие меры необходимо внедрять в масштабах всей отрасли, и ведущая роль в этом процессе должна быть отведена регулятору. Однако все те поправки к закону об оценочной деятельности, которые в настоящее время проходят обсуждение законодателями, направлены скорее в обратную сторону. Например, пакет поправок в части обеспечения имущественной ответственности и введения требований к исполнителям услуг по оценке государственного и муниципального имущества (которые уже приняты Госдумой РФ в первом чтении). Ниже основные новеллы — почувствуйте, какие тенденции они задают.
Введение обязательного требования для оценочной компании, которая намерена заключить договор на проведение оценки объекта, полностью или частично принадлежащего РФ или субъекту РФ, о наличии в штате по основному месту работы не менее пяти оценщиков (сейчас не менее двух оценщиков, и они могут работать по совместительству). То есть для всего малого бизнеса, особенно регионального, рынок оценки госимущества будет закрыт, что заставит оценочные компании активно «укрупняться».
Введение обязательных требований к опыту оценщиков, которые будут осуществлять работы по оценке госимущества (определенное количество сделанных отчетов по конкретному направлению оценки, отсутствие в течение предшествующих трех лет серьезных мер дисциплинарного воздействия, а также решений судов о признании отчета или стоимости, указанной в нем, недостоверными).
Введение возможности для заказчиков оценки устанавливать пределы ответственности по убыткам, подлежащим возмещению за счет имущественной ответственности юридического лица или оценщика, в размерах, кратных стоимости услуг по договору на проведение оценки (пятикратной в случае обязательной оценки или двукратной в остальных случаях).
Закрепление возможности написания жалоб в СРО оценщиков всеми государственными и муниципальными органами без обоснования нарушения их прав.
Таким образом, вы можете видеть, что дальнейшее реформирование отрасли нацелено на удовлетворение интересов заказчиков отчетов об оценке, но никак не самих оценщиков. Открывается возможность оказания административного давления на оценщиков посредством написания необоснованных жалоб, в то же время право оценивать государственное и муниципальное имущество ставится в зависимость от мнения судебных экспертов, формирующегося в судебном процессе, к которому оценщик зачастую не привлекается даже в качестве третьего лица и не может защитить себя должным образом.
Это очень опасная, противоречивая тенденция, поскольку оценщики и судебные эксперты действуют в совершенно разном правовом статусе, и к оценщикам предъявляется гораздо больше жестких обязательных требований, нежели к судебным экспертам. Однозначно — тут необходим комплексный межотраслевой подход, а также как минимум введение трехлетнего переходного периода для оценщиков, многие из которых уже имеют вступившие в силу решения судов, а значит, уже не смогут проводить оценку госимущества.
Ужесточение требований к российским оценщикам разворачивается на фоне разработки не менее интересного пакета поправок к закону об оценке в части осуществления оценочной деятельности в рамках функционирования единого рынка услуг Евразийского экономического союза (ЕАЭС), согласно которому будет создан единый рынок оценочных услуг стран—участниц ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Кыргызстан). Несмотря на то что законопроект еще не принят, он вызывает в оценочном сообществе неоднозначную реакцию, поскольку имеет ряд внутренних системных противоречий.
Началом функционирования единого рынка оценочных услуг регулятором обозначена дата — 1 января 2025 года. Согласно законопроекту, оценщик или оценочная компания из государства—члена ЕАЭС имеет право выхода на единый рынок услуг на основании полученного у себя на территории разрешения. При этом профессиональная квалификация оценщиком может быть получена в любом государстве—члене ЕАЭС и действовать на территории всего ЕАЭС без каких-либо дополнительных процедур признания.
Планируется, что российский рынок оценки государственного и муниципального имущества для иностранных оценщиков будет закрыт. Создание единого рынка услуг по оценке, с одной стороны, безусловно, приведет к повышению конкуренции на рынке России за счет притока оценщиков из стран—членов ЕАЭС, а с другой стороны, к появлению новых возможностей для развития отечественных компаний на территории всего Евразийского экономического союза, а также к возможности закрыть свои кадровые задачи при помощи оценщиков из других стран.
На территории России контроль за деятельностью иностранных оценщиков будут осуществлять саморегулируемые организации оценщиков и Росреестр. СРО СФСО активно готовится к принятию данного законопроекта и приглашает иностранных коллег стать частью нашей дружной профессиональной команды.
Источник: «Рейтинг оценщиков». Приложение №156 от 29.08.2024, стр. 4
Какие выводы можно сделать?
В последние годы российская оценочная отрасль переживает бесконечные реформы. После попыток повысить квалификацию оценщиков через обязательную аттестацию, в 2022 году были введены новые федеральные стандарты. В настоящее время в Госдуме находятся на рассмотрении три пакета поправок, способных кардинально изменить рынок оценки.
К сожалению, интересы самих оценщиков не учитываются. За семь лет изменений отрасль столкнулась с серьезными проблемами. Введение обязательной сдачи экзаменов не улучшило качество отчетов, но привело к кадровому дефициту: многие специалисты покидают профессию из-за частой аттестации. Отток кадров превышает приток, наблюдается нехватка обученных специалистов и исключения из СРО.
Тем не менее, предлагаемые поправки к закону о оценочной деятельности ставят дополнительный прессинг на оценщиков, вводя требования к количеству работников и опыту. Эти изменения ведут к уменьшению возможностей для малых компаний, что заставит их объединяться. Рынок оценочных услуг для государственного имущества станет недоступным для многих.
Такое направление реформирования удовлетворяет интересы заказчиков, но опасно для самих оценщиков. Очевидно, требуется комплексный подход к вопросам, связанным с отраслями, чтобы гарантировать равенство прав и защиту в сложных условиях. Важно учесть переходный период для оценщиков, чтобы избежать резкого ухудшения ситуации.
Ужесточение требований к российским оценщикам происходит на фоне подготовки интересного законопроекта о создании единого рынка оценочных услуг в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Это объединение, включающее Россию, Белоруссию, Армению, Казахстан и Кыргызстан, планирует реализовать идентичные стандарты оценочной деятельности, что повысит конкурентоспособность в этой сфере.
Хотя законопроект еще не утвержден, его обсуждение вызывает споры среди профессионалов, ведь он содержит некоторые системные противоречия. Ожидается, что единый рынок заработает с 1 января 2025 года. Оценщики из стран-участниц смогут работать на этом рынке, имея соответствующее разрешение в своей стране. При этом их профессиональная квалификация будет признаваться на всей территории ЕАЭС без дополнительных formalities.
Однако стоит отметить, что доступ иностранных оценщиков к российскому государственному и муниципальному имуществу скорее всего будет ограничен. Это создает как вызовы, так и новые перспективы для отечественных компаний, открывая возможности для развития и сотрудничества в рамках всего союза.
В заключение, российская оценочная отрасль находится на перепутье: с одной стороны, происходящие реформы направлены на упрощение работы и повышение качества оценки, с другой — создают угрозу для благополучия самих оценщиков. Опасения о кадровом дефиците и усложнении условий труда не должны оставаться без внимания со стороны законодателей. Важность комплексного подхода к реформированию, который бы учитывал интересы специалистов и обеспечивал их права, нельзя недооценивать. Создание единого рынка оценочных услуг в рамках ЕАЭС и возможные перспективы, открывающиеся перед отечественными компаниями, требуют тщательной проработки, чтобы не потерять квалифицированные кадры и не затормозить развитие всего сектора. На этом фоне настоятельно необходимо вести диалог между всеми заинтересованными сторонами, чтобы выработать гармоничное решение, способствующее устойчивому развитию оценочной деятельности в России.
Напишите комментарий